Вход
×

Иркутский авиационный завод. Су-30, як-130 как их делают.

28 Июль 2015 в 19:59
Иркутский авиационный завод. Су-30, як-130 как их делают.
«За время своего существования предприятие выпустило более 7000 самолетов 20-ти типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира. Кроме Су-30МК (модернизированный, коммерческий) и Су-30СМ (модернизированный, серийный), завод производит учебно-боевые самолеты Як-130, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, а также начинает производство пассажирского самолета МС-21», — рассказывает Слава Степанов.

IAP01
 
1. СУ-30 — двухместный истребитель поколения 4+. Этот самолет производится на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ).
 
IAP02
 
2. СУ-30СМ — двухместный истребитель поколения 4+, созданный на базе СУ-27. Это первый серийный самолет в мире, обладающий сверхманевренностью.

IAP03
 
3. Истребитель предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

IAP04
 
4. Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания. Вот некоторые его технические характеристики: практический потолок — 16 300 м, максимальная дальность полета — 3000 км, максимальная скорость — 2125 км/ч.

IAP05
 
5. Иркутский авиационный завод — один из наиболее значимых в России центров авиастроения, входит в состав корпорации «Иркут».

IAP06
 
6. В 2014 году Иркутский авиационный завод отмечает 80-летний юбилей.

Производство одного самолета — технически сложный процесс, который делится на множество мелких этапов. Каждый цех Иркутского авиационного завода выполняет свою часть технологической цепочки.

IAP07
 
7. На этом станке ВПО JOMAX в 18-м цехе изготавливают стапельную оснастку. Благодаря современному оборудованию один рабочий за смену выполняет объем работы, который шесть лет назад бригада из четырех человек выполняла месяц.

IAP08
 
8. На заготовительно-штамповочном производстве (ЗШП) ИАЗа изготавливают до 70% деталей будущего самолета. ЗШП размещается в трех цехах: штамповочном, профилегибочном и цехе плоской заготовки.

IAP09
 
9. В состав металлургического производства входит 8 цехов. В настоящее время литейный цех авиазавода изготавливает около 800 наименований изделий, кузнечный — около 2,5 тысячи, цех неметаллов — порядка 20 тысяч.

IAP10
 
10. В цехах металлургического производства изготавливают детали размером от трети спичечного коробка до рамы фонаря самолета Су-30.

IAP11
 
11. На гальваническом участке проводится подготовка поверхности детали под люмконтроль и анодирование. Через цеха покрытий и термообработки проходит до 95% деталей, изготовленных на заводе.

IAP12
 
12. В процессе люминесцентного контроля на детали самолета наносится специальный раствор, а затем порошок, выявляющий те дефекты, которые можно увидеть лишь в ультрафиолетовом свете.

IAP13
 
13. Это один из нескольких видов контроля деталей, которые проводятся на ИАЗе.

IAP14
 
14. В 34-м отделе проводят комплекс измерений геометрических параметров деталей с помощью координатно-измерительных машин сверхвысокой точности. Только за 2013 год в отделе было измерено более 17 тысяч деталей.

IAP15
 
15.

IAP16
 
16. В цехах механосборочного производства из различного вида заготовок, получаемых от металлургического и заготовительно-штамповочного производств, изготавливаются практически все механообрабатываемые детали конструкции самолета и его внутренней начинки.

IAP17
 
17. Здесь они обрабатываются на металлорежущих станках — зачищаются припуски, выполняется сверловка, выбираются пазы и т.д.

IAP18
 
18. Фрезерование занимает не менее 80% всего машинного времени обработки типовых авиационных деталей.

IAP19
 
19. В цехах МСП изготавливают, собирают и испытывают агрегаты и узлы гидропневмотопливных систем самолета, системы управления. Также здесь изготавливают целые агрегаты — штангу дозаправки, пост управления самолета и т.п.

IAP20
 
20. Подразделения механосборочного производства одни из первых на заводе начали использовать современное высокопроизводительное оборудование, внедрять lean-технологии. Из 100 высокопроизводительных станков, которые сейчас работают на заводе, 65 относятся к МСП.

IAP21
 
21. После этого детали собирают в узлы и они уходят обратно — в цех покрытий, а оттуда на сборку.

IAP22
 
22. Агрегатно-сборочное производство. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ.

IAP23
 
23. В подразделениях агрегатно-сборочного производства из отдельных деталей собирают центроплан, головную и хвостовую части фюзеляжа, крылья, кили и другие элементы оперения.

IAP24
 
24. Затем их стыкуют и почти готовый летательный аппарат передается в цех окончательной сборки.

IAP25
 
25. Кроме того, традиционно к агрегатно-сборочному производству относится цех изготовления трубопроводов, из которых состоят гидравлические системы самолета, системы топливо- и маслоподачи, кондиционирования и подачи воздуха.

IAP26
 
26. Цех сборки оперения самолетов.

IAP27
 
27. Сборка учебно-боевого самолета Як-130.

IAP28
 
28. Цех 42 АСП.

IAP29
 
29. «Первый полет» Як-130.

IAP30
 
30.

IAP31
 
31. Сборка фонаря кабины пилота в цехе №4.

IAP32
 
32. В связи с реализацией проекта МС-21 первые три пролета главного корпуса заняла новая линия сборки. Даже в самой «маленькой» модификации МС-21-200 размах крыльев нового лайнера составит 35,9 метра.

Ведущие авиаконструкторы России, в частности специалисты ИАЗа, занимаются разработкой грузопассажирских самолетов МС-21 для внутренних и международных авиалиний. Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года. К 2018 году завод планирует выпускать 65 авиалайнеров в год.

IAP33
 
33. Цех 7. Цех окончательной сборки.

IAP34
 
34. За монтаж и испытание основных систем самолета: гидравлики, топливной системы, двигателей, крыльев, шасси, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения — в цехе отвечают 320 человек.

IAP35
 
35.

IAP36
 
36.

IAP37
 
37.

IAP38
 
38. Большая часть работ выполняется вручную. Зачастую работать приходится, согнувшись в три погибели внутри фюзеляжа.

IAP39
 
39. Совокупная протяженность проводов в Як-130 достигает 30 км, а в Су-30 — более 70 км.

IAP40
 
40.

IAP41
 
41. Сегодня на авиазаводе трудится 12 500 сотрудников, средний возраст которых 40 лет.

IAP42
 
42. Як-130 — единственный в мире учебный самолет с летно-техническими характеристиками, аналогичными современному реактивному истребителю. Дает возможность быстрого освоения навыков пилотирования на самолетах Су-30, МиГ-29, F-16 и др.

IAP43
 
43. Цех международной кооперации (Airbus).

В рамках программы международной промышленной кооперации ОАО «Корпорация «Иркут» в 2004 году подписала с европейскими компаниями Airbus S.A.S и EADS контракты на поставку компонентов для самолетов семейства А320.

IAP44
 
44. Сегодня Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет серийный выпуск и поставку следующих высокотехнологичных компонентов: ниша передней стойки шасси, килевая балка, направляющая закрылка.

В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на ИАЗ.

IAP45
 
45. Цех 16. Летно-испытательное подразделение.

IAP46
 
46. Это важнейший этап производства самолета, именно здесь готовая машина получает паспорт и формуляр «годен к эксплуатации».

IAP47
 
47. Перед тем как покинуть авиазавод, каждая машина проходит приемо-сдаточные испытания.

Этапы испытаний определяются техническими условиями на производство и испытания летательных аппаратов, которые, в свою очередь, зафиксированы ГОСТами.

IAP48
 
48. Радар Су-30 видит противника в зависимости от условий на расстоянии около 200 км. И может захватывать до 10 целей одновременно.

IAP49
 
49. Сверхманевренность Су-30СМ обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги. Впервые эта инновационная технология применена на серийных самолетах ВВС России.

IAP50
 
50. Прогон двигателей на разных режимах.

IAP51
 
51. Максимальная тяга на форсаже составляет 2 × 12500 кгс.

IAP52
 
52. Получив «паспорт», изделие становится самолетом, который может забирать грузополучатель. Когда подписан формуляр, самолет принимает представитель эксплуатирующей организации и группа техсостава. Затем вызывают летчиков, они проводят облет. Если летчики дают добро, покупатель забирает самолет.

IAP53
 
53. По Россиитехника улетает «своим ходом». Например, Як-130, заказанные Минобороны, улетали в 2013 с аэродрома ИАЗ на базу в Борисоглебск. Для отправки иностранным грузополучателям самолет разбирается, упаковывается и отправляется транспортной авиацией.

IAP54
 
54. Стоимость одного Су-30 СМ составляет $50 млн.

IAP55
 
55. За 2013 год выручка завода составила 58 млрд руб. Объем экспорта лишь одних истребителей СУ-30МКИ превышает 10 млрд руб.

При поддержке: